Четверг, 09.05.2024, 22:14Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Категории раздела

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Каталог статей
Главная » Статьи » Дрессировка » О дрессировке

Приучение к выборке вещей
Подготовка и соблюдение условий при выборке вещей

Выработка у собаки навыка точной, безошибочной выборки вещи по заданному запаху во многом зависит от подготовки места (площадки) для выборки, хрипения предметов, используемых при этом, правильной раскладки их и умения дрессировщика управлять собакой.

Занятия по выборке вещей надо проводить на знакомой для собаки местности с наименьшим количеством отвлекающих раздражителей (особенно запаховых), на специально подготовленной площадке.

В этом случае собака привыкает к обстановке, всевозможным запахам и работает лучше.

Специальное место для выборки вещей состоит из следующих элементов: оборудуется площадка размером 1,5х1 метр, она выравнивается, очищается от травы (№ 1).

В одном метре от нее обозначается место для посадки собаки (№ 2).

Расстояние определяется с учетом удобства управления ею коротким поводком и тем, что она должна видеть предметы.

Справа в одном шаге от места посадки собаки обозначается площадка для вещей основного помощника (№ 3), а в одном шаге от нее — площадка для запасных вещей (№ 4).

Чтобы собаки при выборке не отвлекались на вещи, находящиеся на площадках для основного помощника (№ 3) и для запасных вещей (№ 4), целесообразно эти площадки слегка углубить.

Сзади в 1,5 метра от места посадки собаки обозначается площадка для использованных вещей (№ 5). Специально оборудованные площадки для учебной группы располагаются в один ряд с промежутками не менее 5 метров.

По мере образования у собаки условного рефлекса выборки вещей занятия можно проводить на различных участках местности, но предварительно подготовив места для выборки. Подготовительные упражнения по апортировке желательно выполнять с использованием предметов небольших размеров (меньших, чем при обычной апортировке).

Это позволит в последующем при выборке вещей пользоваться разнообразными как по качеству материала, так и по форме и цвету предметами. Например, удобно пользоваться предметами, изготовленными из твердого картона в форме треугольников, прямоугольников, кружков, предварительно перегнутых пополам с тем, чтобы собаке было удобно поднимать их с земли.

Они хорошо впитывают в себя запахи и удобны для переноски в карманах. К тому же их можно использовать как одноразовые предметы дрессировки. Этим обеспечивается чистота индивидуального запаха человека на предметах, имеющая решающее значение при выборке вещей.

Если одна и та же вещь в течение одного занятия применяется несколько раз — при обыске местности, апортировке, выборке вещей — и ее хватают несколько собак (от каждой из них остается на предмете запах слюны), то апортировочный предмет пропитывается комплексом всевозможных запахов.

Это приводит к выработке у собаки нежелательного условного рефлекса — выборке вещи не по индивидуальному запаху человека, а по силе комплексного запаха, что отрицательно влияет на подготовку служебной собаки.

Правила выборки и раскладки вещей

Для обеспечения (сохранения) чистоты индивидуального запаха на предметах необходимо соблюдать следующие правила:

— все апортировочные предметы каждого дрессировщика должны быть обозначены или пронумерованы;

— каждому дрессировщику иметь личный пинцет и все вещи ть раскладывать, давать занюхивать собаке только пинцетом;

— ежедневно после каждого занятия выветривать вещи на специальных стеллажах, а через 3—4 занятия заменять их полностью;

— во время занятий хранить предметы в строго определенном месте (в сумке для апортировочных предметов, в полиэтиленовом пакете или в карманах одежды);

— правильно пользоваться лакомством (давать только левой рукой);

— если при выборке вещей используются деревянные предметы, то их необходимо делать из различных пород дерева, чтобы не выработать у собаки нежелательную связь на специфический запах древесины;

— предметы, используемые при выборке, должны быть разнообразными по форме, размерам, цвету и качеству материала.

По мере упрочения у собаки условного рефлекса выборки вещей необходимо использовать предметы, которые встречаются при выполнении служебных задач, такие как расчески, ножи, пистолеты (макеты), ключи, записные книжки, носовые платки, поясные ремни, носки, ручки, перчатки и др.

Расположение предметов на площадке может облегчать или затруднять работу собаке. От этого зависит и скорость образования условного рефлекса.

Так, в подготовительных упражнениях предметы располагаются беспорядочно с тем, чтобы затормозить зрительно-ориентировочную реакцию на месторасположение искомого предмета и заставить собаку найти его среди подобных (по цвету, размерам, форме) беззапаховых предметов с помощью обоняния.

При этом должно быть не менее 10—15 предметов. С началом упражнений по выборке вещей предметы раскладываются в ряд, на расстоянии между ними не менее 20—30 сантиметров. При расположении апортировочных предметов в один ряд запахи смешиваются меньше.

Это благоприятствует правильной дифференцировке запахов собакой. К тому же она приучается к организованному и последовательному обнюхиванию всех предметов. Одним из важных условий успешного приучения собаки к выборке вещей является умение дрессировщика правильно знакомить ее с запахом искомого предмета.

Эти упражнения выполнялись в подготовительный период. Приступив к выборке вещей, следует правильно давать собаке предмет для занюхивания. Предмет рекомендуется давать обнюхивать 2—3 раза в течение 3—5 секунд с промежутками такой же длительности. Чтобы собака не отвлекалась от принюхивания, предмет надо держать неподвижно в 3—4 сантиметрах от ее носа.

Правила раскладки предметов на площадке для выборки: А — вразброс; Б — в ряд. При занюхивании предмета собака должна сидеть рядом с дрессировщиком. В процессе ознакомления ее с запахом предмета несколько раз спокойно произносится команда «Нюхай».

Заметив, что собака, принюхиваясь, втягивает в себя воздух, дрессировщик поощряет ее восклицанием «Хорошо!». При задержке дыхания повелительно повторяет команду «Нюхай». При организации выборки вещей следует учитывать следующие рекомендации. Упражнения по выборке вещей выполнять в начале занятия, когда собака в бодром состоянии.

Предметы (запахоносители), предназначенные для выборки, раскладывать на площадке в первое время за 20—30 минут до начала выборки, чтобы усилить чистоту индивидуального запаха за счет выветривания бытового и других сопутствующих запахов, В последующем промежуток времени от раскладки до начала выборки постепенно увеличивать. Каждый дрессировщик выполняет упражнения или самостоятельно, или под руководством инструктора. Вещи, используемые для выборки, в течение суток должны находиться в карманах спецодежды дрессировщиков.

Желательно придерживаться следующего режима работы: при каждом подходе к площадке пускать собаку на выборку 1—2 раза; за время одного 2—3-часового занятия выполнять 6—10 упражнений с двумя сочетаниями предметов в каждом с перерывами между упражнениями от 5 до 10 минут. Обращение с собакой до начала и в период выборки должно быть спокойное, доброжелательное, без громких команд, сильных механических раздражителей. За каждую выбранную вещь собаку обязательно поощрять лакомством и поглаживанием.

Выбор способа выполнения упражнений по выборке вещей зависит от интереса собаки к апортировке и степени выработки у нее условных рефлексов обнюхивания и отыскания предметов по их запаху в подготовительный период. В отличие от общепринятой, традиционной последовательности, при которой собаку сначала приучают к выборке вещей дрессировщика, а затем — чужих, мы рекомендуем следующую методику.

Приучение к выборке вещей

Условные раздражители — команда «Нюхай» и жест — дрессировщик показывает рукой в направлении предметов.

Кроме этого, подаются все команды, применяемые при апортировке.

Безусловные раздражители — апортировочный предмет, лакомство, поглаживание. Выборка вещей является продолжением апортировки в более сложных условиях.

Переход от апортировки к выборке вещей осуществляется через подготовительные упражнения по приучению собаки спокойно обнюхивать предмет по команде «Нюхай» и находить его в группе подобных же предметов, находящихся на площадке в 3—4 метрах от нее.

К этому времени она должна быть приучена к спокойному поведению при зажимании (обхватывании) морды. Упражнения выполняются так.

Посадив собаку рядом, дрессировщик обхватывает морду собаки и подносит предмет к ее носу на расстояние 3—4 сантиметров.

Удерживая предмет неподвижно, произносит команду «Нюхай». При этом рекомендуется повторять занюхивание 2—3 раза с небольшими перерывами. Начальные упражнения заканчиваются поглаживанием собаки и выгуливанием.

В дальнейшем упражнение усложняется. После обнюхивания этот предмет бросают к 8—10 подобным, лежащим на площадке, и через 2—3 секунды по команде «Нюхай, апорт» собаку посылают искать брошенный предмет по его запаху.

В первое время надо помогать собаке выбрать искомый предмет командами «Фу», если собака ошибается и хватает другой предмет, и «Нюхай» — для продолжения поика нужного предмета.

При правильной выборке следует поощрить ее словом «Хорошо», подозвать и посадить перед собой, забрать предмет и дать лакомство.

Следующий этап подготовки к выборке вещей заключается в поучении собаки апортировать чужие предметы, обнюхивать их и находить в группе таких же вещей. Приучить ее заинтересованно апортировать вещи помощника можно следующими способами.

Первый способ. Помощник возбуждает собаку на апортировочный предмет и бросает его к другим подобным предметам. Дрессировщик посылает собаку за предметом и за выбранный и поднесенный предмет поощряет ее лакомством.

Второй способ. Все дрессировщики учебной группы кладут по 8—10 предметов в полиэтиленовые пакеты и обмениваются ими. Имея достаточное количество предметов с чужим запахом, каждый дрессировщик самостоятельно выполняет упражнения на своем участке. После занятий предметы возвращаются их владельцам.

Если собака уверенно выбирает искомую вещь, условия выборки усложняются.

На каждом занятии дополнительные помощники меняются и постепенно усиливается концентрация запаха на их предметах до уровня запаха искомой вещи. Например, на площадке будут лежать по 2 беззапаховых и запаховых предмета с примерно одинаковой силой запаха (искомого и дополнительного помощников) и 2 предмета с незначительной концентрацией запаха — всего 6 штук.

В последующие дни все предметы раскладывают одновременно (в том числе и вещи основного помощника). Постепенно на каждом занятии количество запаховых вещей увеличивается, а беззапаховых уменьшается с тем, чтобы достичь уровня одинаковой концентрации запаха на всех 5—6 предметах.


Категория: О дрессировке | Добавил: fiona061983 (29.02.2012)
Просмотров: 1333 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024 | Сделать бесплатный сайт с uCoz