Навык — это действия собаки,
выработанные в результате повторения упражнений, когда условный сигнал
подкрепляется пищей либо механическим воздействием.
Обычно навык — это сложный набор последовательных действий (положительных и тормозных рефлексов).
Например, на команду «Ко мне»
собака движется к дрессировщику, садится перед ним и проявляет выдержку
(тормозной рефлекс) в занятом положении.
Навык — это динамический стереотип. Процесс выработки навыка условно можно разделить на три стадии.
Схема выработки у собаки навыка при дрессировке:
Первая стадия. Выработка первоначального условного рефлекса, входящего в состав навыка.
Вторая стадия. Выработка последующих условных рефлексов, составляющих навык в целом.
Третья стадия. Упрочение навыка до автоматического его проявления в различных условиях.
1- я стадия.
Дрессировщик подбирает место без сильных посторонних раздражителей и
начинает выработку первоначального флекса, входящего в состав навыка.
Например, вырабатывает у 'аки хватку за предмет, находящийся в руках
дрессировщика,
команде «Апорт».
2- я стадия.
Дрессировщик начинает последовательную выработку новых рефлексов,
входящих в состав того же навыка. По команде «Апорт» приучает брать
предмет, брошенный вблизи, затем отыскивать предмет, заброшенный далеко
от собаки, и приносить его. Таким образом вырабатывается навык в целом.
3-я стадия. Продолжение упражнений по закреплению навыка до автоматического его выполнения в разнообразных условиях.
При дрессировке собак следует соблюдать следующие правила:
1. Необходимо применять два
раздражителя — условный (команда) и безусловный (пища, нажим рукой и т.
п.). Команды следует подавать четко, однократно, без лишних слов и
крика.
2. Физиологическая сила безусловного раздражителя должна быть большей по сравнению с силой условного.
3. Безусловный раздражитель применяют через 1—3 с после действия условного.
4. Повторять действие двух
раздражителей необходимо многократно, до 20 упражнений в день в среднем с
промежутками между упражнениями 4—5 мин. Когда навык начинает
проявляться, режим упражнений и время между упражнениями изменяют — то
сокращают, то увеличивают с учетом индивидуальных особенностей собак.
5. Выработанный навык закрепляют, постепенно усложняя обстановку и изменяя условия.
6. Дрессируемая собака должна быть здоровой, бодрой.
Обращаться с собакой нужно
спокойно, бережно. У вялой, угнетенной, больной собаки рефлексы не
вырабатываются.
Двигательные условные рефлексы вырабатываются
быстрее, если нужные движения собака совершает сама, а дрессировщик
вовремя дает команду и подкрепление.
Например, собаку отпускают
побегать, и как только она сама направляется в сторону дрессировщика,
следует подать команду «Ко мне» и показать лакомство. Когда собака
подойдет, дать ей лакомство и погладить. Такие методические приемы
относят к методу наталкивания.
Необходимо использовать подражание, игру, повадки
животного, имеющиеся навыки и непосредственное воздействие на собаку.
Заученные, автоматические действия
играют немаловажную роль в поведении собаки. Выработка каждого нового
навыка осуществляется в определенной последовательности и должна
сочетаться с теми навыками, которые вырабатывались ранее. Некоторые из
них частично или полностью могут входить в состав новых навыков.
Например, навык на команду «Апорт» входит в состав более сложного навыка
— выборки вещей по запаху.
Это в целом и составляет
последовательно-сочетательную систему выработки навыков у собаки при
подготовке ее к определенной службе.
В процессе дрессировки подкрепление условного
сигнала безусловным раздражителем применяют регулярно, либо эпизодически
(вероятностное подкрепление).
При вероятностном подкреплении (30
процентов подкреплений) некоторые условные рефлексы вырабатываются
быстрее, чем при 100-процентном подкреплении, что связывают с
эмоциональным возбуждением, достигающим максимума именно в данных
условиях, то есть подкрепление следует за условным сигналом случайно, в
непредсказуемом порядке, но с определенной вероятностью.
Подкрепление усиливает или
увеличивает вероятность реакции. Четкие, умелые действия дрессировщика
способствуют успешному формированию навыков у собаки. Ошибочные действия
ведут к возникновению нежелательных навыков, затрудняющих дрессировку
собаки.
А чтобы переделать такие навыки в
положительные, требуется еще большее напряжение нервной системы собаки,
чем при первоначальной его выработке. Переделка стереотипа всегда
труднее, чем его выработка. Только высокое мастерство дрессировщика дает
возможность избежать ошибок в работе.
|